>>
О проекте
Спецификации - ISOM 2000
ISOM 2000|Введение|Общие требования|Составные части|Описание УЗ|Лыжное ориентирование|Ориентирование на велосипедах

3. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ (ЭЛЕМЕНТЫ) КАРТ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ БЕГОМ

3.1 Масштаб

Основным для СК является масштаб 1:15 000. Местность, которую невозможно отобразить при проведении полевых работ в масштабе 1:7 500 и представить в хорошо читае-мом исполнении в масштабе 1:15 000, непригодна для международных соревнований по бегу с ориентированием.

Карты масштаба 1:10 000 могут быть использованы в эстафетах и спринтерских соревнованиях. Масштаб 1:10 000 рекомендуется в группах 45 лет и старше для сглаживания проблем со зрением и в группах 16 лет и младше, для которых использование сложных карт затруднено.

Элементы карт масштаба 1:10 000 должны быть вычерчены утолщенными линиями с использованием увеличенных знаков. Размеры должны быть на 50% больше, чем для карт масштаба 1:15 000.

Если отображаемая местность хорошо читается в масштабе 1:15 000, то предпочтение следует отдать этому масштабу.

В учебных целях возможно использование карт с масштабами 1:2500, 1:5000 и 1:10 000. Карты более крупных масштабов, несомненно, будут более подробными. Элементы, используемые для вычерчивания таких карт, также должны быть увеличены на 50%.

Для других видов ориентирования могут быть использованы другие масштабы.

Из практических соображений карта не должна быть больше, чем это требуется для проведения соревнований. Размер карты не должен превышать размеров формата A3.

3.2 Сечение рельефа

Основным для спортивных карт является сечение рельефа горизонталями интервалом 5 метров. Для равнинной местности может быть использован интервал 2,5 метра. На одной карте не может быть использовано два разных интервала в отдельных частях карты.

3.3 Размеры условных знаков

Никаких отступлений, от устанавливаемых данными УЗ требований, не допускается. Тем не менее, допускается изменение размеров в пределах +/- 5%, если это связанно с ограничениями печатных технологий.

Размеры в этой издании даны для масштаба 1:15 000.

Все толщины линий и размеры символов должны строго соответствовать указанным значениям. Минимальные размеры также должны соблюдаться. Они основаны и на технологии печати и на потребности в удобочитаемости.

МИНИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ для масштаба 1:15 000:

  • Промежуток между двумя тонкими линиями одного и того же (черного или коричневого) цвета должен быть не менее 0,15 мм
  • Наименьший промежуток между голубыми линиями должен быть не менее 0,25 мм
  • Минимальные размеры точечных линий: минимум две точки
  • Минимальные размеры штриховых линий: минимум два штриха
  • Минимальный размер площади, отображаемый точками: 1.5 мм диаметром (5 точек)
  • Минимальный размер площадей отображаемых цветом голубой, зеленой, серой или желтой заливками: 0,5 мм2 черной точечной сеткой: 0,5 мм2, голубой, зеленой или желтой точечной сеткой: 1 мм2 . Все объекты меньших размеров должны быть или утрированны (обобщены) или пропущены (не нанесены на карту) в зависимости от того, насколько они важны для ориентирования. В случаях, когда размеры объектов увеличиваются, следует соблюдать их взаимосвязь с окружающими объектами, их местоположением.
РАСТРЫ

Растительный покров, открытые пространства, болота т. п. показываются точечными или линейными сетками.

Ниже приводится таблица возможных комбинаций.

Таблица возможных комбинаций
3.4 Увеличение карт

Если карта увеличивается до масштаба 1:10 000 или крупнее, все знаки и линии должны быть увеличены до 150%. Мелкие точечные сетки, по возможности, не должны быть укрупнены и должны иметь линиатуру 60 линий/см.

3.5 Печать

Карты для СО должны быть отпечатаны на хорошей, по возможности водоустойчивой, бумаге (плотность 80-120 г/м2).
Для мероприятий ИОФ рекомендуется офсетная печать. Другие методы могут быть использованы, если качество печати будет соответствовать качеству офсетной печати.
Удобочитаемость карты во многом зависит от правильности выбора красок для печати.

3.5.1 Офсетная печать

В офсетной печати используются чистые краски. Для получения необходимых оттенков краски смешиваются в соответствующих пропорциях. Цвета красок, используемых при печатании спорткарт, определяется Pantone Matching System (PMS).
Карта может быть шестицветной (включая допечатки).
Для получения необходимых цветов рекомендуется использование следующих красок и определенный порядок печати.

Цвет № краски PMS Порядок печатания цветов
Черный Process Back 1. Желтый
Коричневый 471 2. Зеленый
Желтый 136 3. Серый
Голубой 299 4. Коричневый
Зеленый 361 5. Голубой
Серый 428 6. Черный
Фиолетовый Purple 7. Пурпурный

3.5.2 Четырехкрасочная офсетная печать

Четырехкрасочная офсетная печать является традиционной для печатания большинства цветных отпечатков, печать карт имеет некоторую особенность из-за требований к толщине линий.
При четырехкрасочной печати для создания цветной модели используются три основных краски: циан (сине-зеленая), пурпурная и желтая. Теоретически смесь этих красок должна давать черный цвет, но на практике получается темно-коричневый. Поэтому используется четвертая, черная краска. Этот способ часто называется CMYK (Cyan Magenta Yellow blасК).
Основным преимуществом четырехкрасочной печати является то, что включение в отпечаток карты цветных фотографий или полноцветной рекламы, не приводит к повышению стоимости печати.
Использование цифровых технологий для производства четырехкрасочной печатной продукции позволяет получить высокое качество спортивных карт. Этот способ является альтернативным и может быть использован тогда, когда качество вычерчивания оригиналов будет соответствовать необходимым требованиям, при этом качество конечной продукции будет соответствовать качеству, получаемому при традиционной печати.
Тем не менее, картограф должен принять во внимание все ограничения и потенциальные ошибки данного метода. Воспроизведение очень тонких линий требует особого внимания.

Краски

В таблице представлены CMYK комбинации, соответствующие PMS краскам, рекомендуемые для печатания спорткарт:

Комбинации красок
Растры

Наложение цветов может выполняться традиционными или специальными печатными растрами со случайным распределением точек, называемыми стохастическими растрами. Последний способ улучшает качество и делает такие линии как точечный пунктир, более читаемыми и поэтому может быть рекомендован к использованию.

Частота сетки

Традиционные растры должны иметь линиатуру, по крайней мере, 60 линий/см. Для стохастических растров частота определяется произвольно.

Углы поворота растров

Для устранения муара при традиционной четырехкрасочной печати карт используется определенный угол поворота для каждой сетки. На правильной стохастической сетке точки распределены бессистемно, поэтому нежелательный муар не возникает.

Порядок печати

Отображение цветов зависит от порядка печати. При четырехкрасочной офсетной пе-чати спортивных карт порядок печати красок должен быть следующим:

    1. Желтая (Yellow)
    2. Циан (Cyan)
    3. Пурпурная (Magenta)
    4. Черная (0)
Наложение цветов

При традиционной печати чистыми цветами краски физически накладываются одна поверх другой. Есть возможность имитировать тот же режим в технологии четырехцветной печати - это улучшает удобочитаемость и дает цветопередачу очень близ-кую к традиционной печати чистыми цветами. Для достижения этого эффекта в четы-рехцветной офсетной печати, информация, лежащая ниже (при печати чистыми цвета-ми порядок описан в 3.5.1) указанного чистого цвета, не должна быть перекрыта (стёр-та/ запечатана белым) полностью, а должна смешиваться, чтобы получить новый цвет для печати.
Использование эффекта наложения с 4-цветной офсетной печатью рекомендуется для следующих однотонных цветов:

    100 % Фиолетовый
    100 % Черный
    100 % Коричневый
    100 % Синий
    100% Зелёный
3.5.3 Альтернативные методы печати

Цветные печатающие устройства, принтеры и другое оборудование, использующее цифровые технологии для печати, еще не пригодны для производства спорткарт соревнований высокого уровня. Очень трудно достичь надлежащего качества отображения линий, читаемости и цветопередачи, получаемых при использовании традиционных технологий.
Ожидается, что продолжающееся развитие компьютерных технологий приведет к воз-можности использования новых альтернативных технологий размножения карт для соревнований высокого уровня.
Большинство печатающих устройств используют четырехкрасочную технологию CMYK. Для таких устройств могут подойти те же самые цветовые назначения, которые рекомендуются для 4-цветной офсетной печати, но передача цветов может слегка из-меняться от одного устройства к другому и от одного качества бумаги к другому.
Широкое экспериментирование по использованию заливок и сеток, бумаги различного качества и других составляющих печатного процесса необходимо для получения печатной продукции надлежащего качества. Такие эксперименты должны быть проведены для целого диапазона устройств. Данные УЗ не содержат каких либо рекомендаций по использованию альтернативных способов размножения спортивных карт.


ISOM 2000|Введение|Общие требования|Составные части|Описание УЗ|Лыжное ориентирование|Ориентирование на велосипедах
Ч.Н.С.
Спецификации
Практика
OCAD
Дистанции
ЧАВОcad
Ссылки
>>
Хотите такой же? Rambler's Top100 Каталог TUT.BY Rating All.BY