>>
О проекте
Спринтерские фишки

(или как поставить интересный спринт на белорусской местности)

0. Представление типичных для Беларуси спринтерских местностей
  • Голый парк;
  • Городской район с крупными зданиями;
  • Заросший лес.
1. Ищите сложный выбор вариантов

Хорошие перегоны с решающим выбором вариантов – это «гвоздь программы» для спринтерской дистанции.

Конечно, не всякая местность предоставляет возможность поставить такие перегоны. В этом случае стоит ставить вопрос о том, что данный район не подходит для проведения соревнований по спринту высокого уровня.

Но обратите внимание на следующие советы, которые помогут сделать дистанцию на любой местности интересней.

2. Смена ритма

Ориентировщик должен постоянно выполнять умственные действия (принимать решения) необходимые для успешной навигации. Сложными в спринте являются перегоны, которые требуют выполнения множества таких действий за короткое время. Это есть высокий ритм работы. Когда ритм остаётся постоянно высоким ориентировщик приспосабливается, настраивается работать без ошибок и как может быстро, при необходимости снижает скорость бега.

Вставьте в вашу дистанцию несколько «тупых» перегонов.

На простом перегоне темп бега контролируется возможностями организма. На сложных перегонах скорость приходится снижать, или делать небольшие остановки, чтобы успеть принять верное решение. Переход от одного способа контроля к другому и наоборот – источник ошибок.

Можно ожидать, что случиться что-нибудь из:

  • после работы с максимальным темпом бега, у спортсмена слегка помутнеет сознание и он не сможет адекватно отреагировать на следующую задачу;
  • спортсмен будет уделять излишне много внимания ориентированию и таким образом потеряет время.

Вообще, когда у спортсмена слишком много времени для мыслей, он начинает думать о чём-то кроме ориентирования, теряет концентрацию, «засыпает». И делает ошибки.

3. Смена направлений
3.1. Частые повороты

Карту ориентировщик всегда держит сориентированной. Каждый раз, когда резко изменяется направление движения, спортсмен вынужден перекладывать и переворачивать карту. И после этого каждый раз нужно снова найти взглядом свою текущую позицию. На это тратится время. Неопытный спортсмен здесь может легко сделать ошибку.

Кроме изменения направлений между КП, старайтесь находить перегоны, где спортсмену по пути приходится часто изменять направление бега из-за наличия каких-то преград.

3.2. Эффект преград

Опытный ориентировщик, обычно, чтобы определить угол, на который надо повернуть карту, ориентируется на угол между линиями соединяющими КП.

Подумайте, что будет, если в процессе захода на КП спортсмену пришлось забегать за преграду (например, здание) и подбегать к КП не в том направлении, в котором осталась сориентирована карта? Тогда после механического поворота карта окажется не сориентированной – и скорей всего это приведёт многих в замешательство.

Тот же эффект получится ли наоборот, уход с КП не соответствует прямому направлению на следующий КП? Ведь большинство из нас привыкло в лесу не думая убегать с КП прямо по красной линии. А что если там стена? Придётся остановиться и подождать пока не будет принято какое-то решение.

Легко реализовать этот приём в современном городском квартале.

3.3. Петли

В книжке написано, что запутанный рисунок дистанции, это плохо. Мол, не красиво искусственно создавать возможности для обидных ошибок. Но в условиях бешенного спринта мы как раз таки и стремимся проверить устойчивость внимания. Поэтому на пустой местности обязательно создаём связку коротких перегонов с резкими поворотами в разные стороны на разные углы, желательно с использованием каких-то преград. И тогда у участников на миг возникнет ощущение, что в этом дворе для них организовали Ориент-Шоу.

И всё-таки соблюдайте чувство меры.

4. Скрытие призмы

С какого расстояния человек способен увидеть призму в парке? Несколько сотен метров – на практике это как раз средняя длина перегона в спринте. Получается что, навигация в спринте заключается лишь в том, чтобы посмотреть в сторону следующего КП.

Специально подбирайте такие точки так, чтобы со стороны захода флаг КП не был виден. Участник должен внимательно читать карту и продолжать навигацию до тех пор, пока не приблизится к КП.

Не превращайте ориентирование в маркировку.

Скрывайте КП за углами зданий, за густыми кустами, за рельефом. Но НЕ прячьте КП в плохо заметных микрообъектах.

5. Ложные КП

Подберите пару мест, где можно заставить участников клюнуть на ложные КП который будет виден в то время пока искомый будет ещё скрыт. Естественно, что ложный КП – это нормальный КП принадлежащий другой группе. Такие КП можно ставить парами – друг для друга они будут ложными если участники соответствующих групп будут заходить на них с различных направлений.

6. Ищите физически тяжёлые участки

Если в вашем парке есть холм, не облизывайте его перегонами по кругу – дайте участникам взобраться на него по самому крутому и высокому участку – пускай поработают ногами, чтобы потом проверить, не потеряли ли они голову.

7. Скопления прохожих

Скопления прохожих – это реклама ориентирования, а заодно и стресс для участников. Поэтому ставьте КП в людных местах, например, у входа в магазин или на углу остановки общественного транспорта.

8. Не пропускайте интересные места
  • Необычный объект;
  • Памятник или городская скульптура;
  • Знаменитое здание;
  • Впечатляющее инженерное сооружение;
  • Красивый обзор на город с высокой точки.

Обязательно ставьте там КП.
Дистанция – это маленькая экскурсия. Большинство участников здесь впервые, поэтому покажите им интересные места, пусть у него останется больше хороших впечатлений.

Заключение

Победу в спринте определяют доли секунд. Неточности в карте, которые приводят к, казалось бы, мелким ошибкам, резко осуждаются участниками. Поэтому от составителя карты, начальника дистанции и инспектора в спринте требуется строгое отношение ко всем мелочам на карте.

И прежде всего три вещи:

  1. Преграды должны быть чётко отображены.
    В соответствии с условными знаками «непреодолимые объекты» рисуются жирненькой чёрной линией толщиной не менее 0,4 мм.
    524 Непреодолимый забор или ограда 521.1 Непреодолимая стена 421 Непреодолимая растительность
  2. Проходы должны хорошо и однозначно читаться.
  3. Знаки нанесения дистанции не должны «накрывать» проходы или преграды.
    С накрыванием

    С прорезанными знаками дистанций
А. Лабчевский 06.03.2010
Комментарии
Александр
Хорошие рекомендации. Спасибо. Думаю что многое можно использовать и в классике. Сост. карт. Начдис. Участник
22:14 23.08.2013
Руслан
Хорошая статья, полезно будет прочитать и спортсмену, что бы понять чего ждут от нас организаторы (я спортсмен)
08:41 9.01.2014
Александр
Хорошие рекомендации. Спасибо. Думаю что многое можно использовать и в классике. Сост. карт. Начдис. Участник
21:36 6.10.2017
Руслан
Хорошая статья, полезно будет прочитать и спортсмену, что бы понять чего ждут от нас организаторы (я спортсмен)
23:21 6.10.2017
Имя:
Комментарий:


По теме:  Порядок работ при планировании дистанции
 Спринтерские фишки
Ч.Н.С.
Спецификации
Практика
OCAD
Дистанции
ЧАВОcad
Ссылки
>>
Хотите такой же? Rambler's Top100 Каталог TUT.BY Rating All.BY